Обзор Resident Evil (1996)

Обзор Resident Evil (1996)

Эту игру нередко называют первой игрой для взрослых. И причина этого не только в возрастном ограничении на коробке с диском. Resident Evil завоевал этот титул из-за сознательного выбора миллионов совершеннолетних геймеров, которые впервые столкнулись с ранее невиданными уровнем напряжения, интригующим сюжетом, реалистичной графикой и привередливым геймплеем.

Привередливым не в смысле управления или реакции, как большинство тогдашних игр, а из-за необходимости думать, анализировать и принимать решения. Конечно, игры, которые заставляли думать, выходили и раньше, однако именно Resident Evil удалось втиснуть захватывающий приключенческий геймплей в привлекательную для мейнстрима визуальную оболочку.

Про игры «как в кино» индустрия говорила уже давно и даже делала буквальные попытки перенести кинематографичность в игровой процесс, снимая интерактивные фильмы и злоупотребляя заставками. В основном такие игры не отличались интересным геймплеем и были одноразовыми игрушками. Притянутые за уши сюжет и жанровая специфика, не делали ничего, чтобы затянуть в сообщество новых игроков из культурного мейнстрима

Именно в Resident Evil удалось правильным образом сбалансировать графический, сюжетный и геймплейные элементы настолько, что интересно стало даже взрослым. Интересно, и что главное — страшно. Выигрышная комбинация от Capcom быстро захватила как бывалых игроков, так и новичков, которые с готовностью приняли вызов.

Обзор Resident Evil (1996)

Не стала исключением всемирного тренда наша страна. У нас Resident Evil получил всеобщую известность на несколько лет позже, когда «народные умельцы» научились «чипировать» консоли, а цена на них упала сначала до 180, а затем и 150 долларов. PlayStation стала самой желанной вещью для миллионов геймеров. Так же, как и на Западе, у нас Resident Evil стала культовой для приставки, пусть и не столь выдающейся, как в 1996, ведь в конце девяностых уже вышли десятки хитовых игр, которые сформировали эпоху первой приставки от Sony.

Даже сам Resident Evil уже стал сериалом, и насчитывал несколько частей, и собственно сама предлагала покупателям консоли, как обязательные к прохождению. Многие и сами приходили за приставкой для того, чтобы играть в них у себя дома. Среди них было немало взрослых людей.

Вряд ли в начале девяностых, кто мог бы подумать, что компания, известная за детские платформеры и мультяшный файтинг, только за пару лет будет в первую очередь ассоциироваться с мрачными ужастиком про зомби и мутантов. В том числе и в самой Capcom, что в 1993 году дала одному из своих работников зеленый свет на создание новой, более взрослой игры следующего поколения консолей. Синдзи Миками на тот момент успел поработать над несколькими играми под торговой маркой Disney, которыми тогда запомнилась Capcom. Собственно благодаря успеху Aladdin для Super Nintendo (да, тот, где в героя нет меча), что смог продаться почти двухмиллионным тиражом, Миками было доверено возглавить новый проект.

Обзор Resident Evil (1996)

Миками начал работу над новой игрой в 1994 году, сначала в полном одиночестве, разрабатывая начальную концепцию будущей игры. Еще на стадии обсуждений, руководство Capcom предлагало Миками взять за основу ролевую игру Sweet Home, которую студия выпустила на восьмибитку Famicom (название NES в Японии) в конце восьмидесятых, по мотивам одноименного (и традиционно жестокого) японского фильма ужасов.

Поскольку фильм, по цензурным соображения, не смог пробиться на экраны ни в одну другую страну мира, игра также не выходила за пределами островов. Однако Миками было откуда черпать вдохновение и так. Мрачное детство неподалеку Хиросимы, многочисленные фильмы ужасов и провальные выступления японских гонщиков в F1 постепенно сформировали в сознании Миками пугающую основу для будущей игры.

Говоря о страхах, нужно отметить прогрессивный подход Миками, который вырвал сюжет будущего ужастика из лап традиционных японских тематик: гигантских монстров, призраков и мистики. Понимая, что атмосферность и саспенс это формирующие факторы страха в искусстве, он с самого начала знал, что за это придется пожертвовать экшн-элементами.

Обзор Resident Evil (1996)

Иногда про Миками несправедливо говорят, что он редко вспоминал о французской Alone in the Dark, которую часто называют основателем или хотя бы предтечей жанра survival horror. Хотя разработчики никогда не скрывали определенные заимствования у французов. В начале такие сравнения были далеки от истины, ведь на ранних стадиях разработки, игра планировалась в полном 3D. А когда такую параллель провели в одном из интервью, японец назвал главную отличительную черту своего будущего детища: «у нас будет классная графика».

В начале, новая игра должна была стать полностью трехмерным римейком упомянутой Sweet Home. Первый рабочий прототип был игрой от первого лица, а-ля Doom в японской хоррор-стилистике. Однако, уже на этом этапе стало ясно, что вера разработчиков в технологический прогресс несколько их подвела. Оригинальная PlayStation, которая была выбрана в качестве базовой платформы для новой игры, не могла достойно рассчитать и отразить достигнутый уровень графики. Это при том, что на выбор Capcom прямо повлияла количество полигонов, анонсированная Sony, будто опередила в этом параметре конкурентов с Sega. Здесь Миками и вспомнил Alone in the Dark с его статичными камерами и отрендеренными задними планами.

Изменения претерпели не только технические характеристики игры. Аппетиты Capcom постепенно росли, ведь издатель все понимал, что на руках у студии не просто потенциальный блокбастер, а игра, ради которой люди готовы будут покупать консоль. PlayStation только стартовала на американском рынке и несмотря на неплохую (и часто оплачиваемую) поддержку разработчиков, еще не было ни одного супер-хита, или тем более титульных игр-талисманов вроде Марио или Соника. Такое положение вещей продолжалось практически в течение всего цикла разработки Resident Evil, недаром среди топ-100 самых продаваемых игр на Sony, нет ни одного релиза с 1994 года и лишь несколько из 1995.

Обзор Resident Evil (1996)

Даже на момент выхода игры, знаковые Crash Bandicoot и Tomb Raider оставались проектами в работе, от которых не было понятно чего ждать, а первый Tekken НЕ продался и миллионным тиражом. Нечего и говорить, что Final Fantasy или Metal Gear были играми с восьмибитного прошлого, и ассоциировались совсем с другими консолями. Именно поэтому, понимая весь объем ответственности потенциального хита, Миками решил переделать достаточно много аспектов в сюжете, и ощутимо американизировал игру.

Через нюансы в сфере права интеллектуальной собственности, американское (и как следствие и европейское) название игры пришлось изменить. Как известно, в Японии игра называется Biohazard, однако в Америке уже выходила игра с таким названием, плюс существовала одноименная рок-группа, что делало невозможным получение права собственности на знак для товаров и услуг. Усилиями американского маркетинг-отдела Capcom, игра получила свое более известное теперь название: Resident Evil.

Кроме названия, в американской версии зацензурили некоторые части заставок, что не спасло игру от чести стать продуктом для взрослых, не только по содержанию, но и по форме. Resident Evil одним из первых получил возрастной рейтинг «М» от ESRB, то есть с семнадцати лет. Также «американка» вышла сложнее, чем японская версия — традиционная, на тот момент, практика, которая учитывала деятельность прокатов в США, которым было выгодно, чтобы игру не могли пройти за ночь.

Обзор Resident Evil (1996)

Релиз игры состоялся почти одновременно для Японии и США, что тогда случалось нечасто. 22 марта 1996 на полке попал Biohazard, а 30 марта — Resident Evil. Европейцам пришлось ждать август. Без сомнения Capcom рассчитывали на определенный успех, но возрастная категория и жуткость игры, явно не позволяли надеяться на семизначные цифры или статус бестселлера, который игра получила в Америке.

Позитивное восприятие ужастика убедило Capcom в правильности выбранного пути, подняв авторитет Миками. Так мир узнал про еще одного талантливого японца. Благодаря фразе survival horror в описании игры, жанр получил название, которым его называют и сегодня. Продав почти три миллиона копий оригинальной игры, разработчики еще раз выпустили ее с небольшими изменениями в виде авторской версии Director’s Cut, которая покорила планку в более двух миллионов копий. Но и это не станет последним изданием первой части серии. На сегодня выпущено ремастер римейка, а значит первая часть до сих пор продолжает удивлять геймеров и приносить Capcom прибыль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий